Меню сайта
Статистика
|
Программа развития классного коллективаПрограмма развития классного коллектива
«Я гражданин нового века» Выполнила: Васильева Анастасия Семеновна, учитель начальных классов, классный руководитель 4 класса ВВЕДЕНИЕ Начальная школа - это свой особый мир. Учителя, которые работают в старших классах, часто замечают, что мы сами похожи на детей. «Подумаешь, наука - научить пи¬сать и считать», - так или примерно так рассуждает человек, лишь приблизительно знако¬мый со спецификой и сложностью труда педагогов начальной школы. Известный педагог современности, доктор педагогических наук, профессор Ямбург Е.А. очень точно сравнил начальную школу с фундаментом школьного здания, а сдачу ЕГЭ, поступление выпускни¬ков в вузы и их успешную социализацию - с его крышей. Полностью согласна с тем, что при отношении к учителям начальной школы, как к «братьям нашим меньшим», рано или поздно этот фундамент даст трещину, а затем неизбежно съедет и крыша. За 30 лет работы в школе пришла к выводу, что главное в работе учителя - это ис¬кренняя любовь к выбранной профессии, душевная чуткость, забота о детской радости и плюс ко всему дружная творческая атмосфера, определяющая уклад жизни и стиль отно¬шений в коллективе. Учитель начальных классов - это одна из самых благородных, чистых и трудных профессий. Заложенные в детские годы основы культуры, нравственности, знаний опре¬деляют в дальнейшем характер и судьбу маленького человека. И воистину счастлив тот, кто попадает в мудрые, добрые руки первого учителя и наставника. Это придает нам двойное чувство ответственности за организацию их жизнедеятельности в школьный пе¬риод их жизни. Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием его напол¬нить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности? Какими средствами, с опорой на какие ценности воспитывать культурного, нравственного, здоро¬вого во всех отношениях человека? В данной программе развития классного коллектива делается попытка найти ответы на эти вопросы. В программе отражены основные, но да¬леко не все, направления воспитательной деятельности классного руководителя. Особое внимание обращено именно на воспитание нравственных качеств личности через ценно¬стную и культурологическую модель воспитания. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ «Понятие культуры очень широко - от умывания лицо до последних высот человеческой мысли» Древняя философия Актуальность. Конец XX века принес большие перемены в образовании, в том чис¬ле в начальном образовании. Это переход начальной школы на четырехлетнее обучение, вариативность образования, введение развивающего обучения, изменение приоритетов в воспитании юных граждан, педагогическая поддержка индивидуального развития школь-ников и т.д. И это всего лишь небольшой круг актуальных для начальной школы проблем, которые следует решать на практике учителям начальной школы, на плечах которых ле¬жит ответственность за совершенствование образовательного процесса, правильную его организацию, повышение профессионального уровня каждого педагога. Понимание важности нашего участия в строительстве начальной школы нового ты¬сячелетия подвигает нас, как молодых, так и опытных учителей, искать новые формы, подходы к организации учебно-воспитательной работы. Приоритетным направлением воспитательной деятельности в нашей школе явля¬ется духовно-нравственное воспитание школьников, которое призвано способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культу¬ры, воспитанию бережного отношения к культурным ценностям, формированию понима¬ния у них общечеловеческих ценностей и важнейших качеств личности: доброты, воспи¬танности, толерантности. Этим объясняется актуальность выбора основной идеи воспита¬ния - создания в классе культурно-духовного центра на основе ценностной модели вос¬питания. Данная концепция основана на принципах возрождения человека культуры и нравственности. Духовная культура, нравственные устои, традиции оказывают огромное влияние на формирование личности учащихся. Только человек с богатой внутренней культурой способен достичь определенных высот, вписаться в культуру других народов, подняться до уровня понимания и восприятия мировой культуры. Основная идея концепции: Создание в классе культурно-духовного центра, микросоциума, в котором воспитывается и формируется благородство чувств, отношений и поведения. Чтобы обеспечить восхождение их к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, в классе реализуется культурологический подход. Воспитание рассматривается как часть культуры, которая с одной стороны, питается ею, а с другой - влияет на развитие ребенка. Компонентами культурологического подхода выступают: 1. Отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазви¬тию и самоизменению; 2. Отношение к педагогу как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждому ребенку в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; 3. Отношение к воспитанию как культурному процессу; 4. Отношение к классу как целостному культурно-образовательному пространству, где создаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происхо¬дят культурные события, осуществляется творчество и воспитание культурного че¬ловека. Основной принцип деятельности - принцип гуманизма. Что это означает? • Культивирование гуманных, человеческих отношений в коллективе; • Формирование гуманного ученика, критериями чего являются умение замечать хорошее в окружающем мире и умение быть доброжелательным, милосердным, бескорыстным; • Эталоном профессионального и человеческого достоинства классного руководите¬ля должно стать следующее: - педагог- проводник между ребенком и окружающим его миром; - педагог видит в каждом ребенке Личность и принимает его таким, каким сотво¬рила его природа; - педагог стремится всю свою деятельность направить на максимальное развитие ребенка, на формирование гуманной и культурной личности. Цель воспитания - формирование нравственной, культурной личности - должна рассматриваться в качестве идеальной цели, к которой стремятся и школа, и общество. Но цели, как известно, бывают ближние и дальние, реальные и нереальные. Мо¬жем ли мы говорить о всестороннем развитии личности, о высокой нравственности и культуре как о ближайшей перспективе? Думаю, что нет. Поэтому, как классный руково¬дитель, задумываюсь, каким мне видится выпускник начальной школы? 1. Выпускник начальной школы, должен отличаться от себя самого, того, который при¬шел в первый класс. Важно, чтобы в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в про¬цессе обучения, но и характером его деятельности: способностью самостоятельно приме¬нять и добывать знания, готовностью жить и правильно действовать в различных жизнен¬ных ситуациях. Таким образом, следующие ЗУН рассматриваются в качестве важнейшего средства развития ребенка: • Осознанное принятие ценностей общечеловеческой культуры и регуляция своего поведения в соответствии с ними; • Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная и др.); • Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в различных видах деятельности. 2. К концу обучения в начальной школе школьник должен отличаться от своих сверстников. Имеется ввиду не уровень знаний, не отметки в журнале, а индивидуальность ре¬бенка, то есть сохранение и поддержка особенностей, интересов, склонностей, способно¬стей каждого учащегося. Исходя из вышесказанного, концепция определяет следующие основные цели воспитания детей младшего школьного возраста: • Создание условий для воспитания нравственного, культурного человека; • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. Правовое обеспечение воспитательной деятельности: 1. Конвенция ООН «О правах ребенка»; 2. Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; 3. Законы РС(Я) «Об образовании», «Об учителе», «О правах ребенка» и т.д.; 4. Межведомственная программа развития воспитания детей и молодежи в РС(Я) на 2004-2007 гг.; 5. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное зве¬но); 6. Методические рекомендации «Об организации деятельности классного руководи¬теля в ОУ», «Об организации родительского всеобуча в ОУ», «О развитии дополни¬тельного образования в ОУ», «О повышении воспитательного потенциала образо¬вательного процесса в ОУ» и т.д. Теоретическая основа программы. В основу программы положены идеи и мысли педагогов О.Газмана, Н.Е.Щурковой, В.А.Караковского. Использованы технологии: 1. Гуманно-личностная технология Шалва Александровича Амонашвили; 2. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения Ирины Ни¬колаевны Закатовой; 3. Технология «Диалог культур» Владимира Соломоновича Библера |
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
|