Суббота, 17.08.2019, 20:03
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ Хатынская СОШ

Меню сайта
Статистика

II раздел. Обоснование выбора, программы, методики, методы, приемы и технологии


II раздел. Обоснование выбора, программы, методики, методы, приемы и технологии 
Использование адаптивных технологий обучения в изучении биологии, географии в Хатынской средней общеобразовательной школе
При работе я использую сочетания тех педагогических технологий, реализация которых обеспечивает успешное конструирование адаптивной образовательной среды. Образовательный процесс в современной школе предоставляет каждому ученику, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении.  
Комплекс технологий адаптивного обучения как условие и средство проектирования адаптивной образовательной среды может включить следующие технологии: проблемное обучение, игровая деятельность, групповое самостоятельное обучение, коллективное самостоятельное обучение, уровневая дифференциация, проектное обучение, модульное обучение, педагогическая диагностика, рейтинговое обучение, мониторинг уровня обученности. На практике использую элементы всех этих технологий, учитывая возраст, основной вид деятельности на уроках, степень сложности усвоения темы, подготовленности учителя и т.д. В первые годы внедрения часто использовала игровую деятельность. Результатом использования этой технологии стал урок – путешествие «Кругосветное путешествие Ф.Магеллана», включенный в 5 лучших уроков на районном семинаре «Требования к современному уроку». Технологию проблемного обучения рассматриваю как стержневую в системе комплекса личностно - ориентированных технологий, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть эффективно реализована только в процессе самостоятельной работы по выполнению задания проблемного характера. 
Владение комплексом адаптивных технологий обучения, оптимальное их сочетание расширяет возможности учителя и позволяет ему успешно преодолевать трудности в образовании школьников. Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д.
Индивидуальный стиль работы школьника наиболее успешно формируется в процессе организации и проведения поисковой самостоятельной работы, которая осуществляется в процессе учебного занятия и подготовки домашнего задания. 
Образовательный процесс в современной школе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт.
Прогнозировать результативность работы школьников в условиях проектирования адаптивной образовательной среды, на наш взгляд, можно, если учитель, 
во - первых, владеет содержанием своего предмета;
во-вторых, умеет моделировать учебное занятие в режиме адаптивных технологий обучения; 
в-третьих, обеспечен учебными и методическими пособиями;
в-четвертых, целенаправленно осуществляет опытно – экспериментальную работу;
в-пятых, умеет формально и неформально общаться с учениками.  
Комплекс адаптивных технологий учитель конструирует с учетом основного вида деятельности, характерного для определенного возраста школьников.
В подростковом возрасте проявляется «Я - концепция», происходит подчинение своих интересов нормам коллективной жизни, отсюда основной вид деятельности – общение. В этот период оптимальные результаты могут быть достигнуты в процессе сочетания технологий, в которых реализуются идеи коллективного и группового обучения (технологии коллективного самостоятельного обучения, коллективной творческой деятельности). 
В юношеском возрасте формируется мировоззрение личности, наибольшее значение приобретает учебно-познавательный труд, так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы, подготавливают себя к профессиональной деятельности, следовательно, наиболее эффективным становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это такие технологии, как педагогическая мастерская, метод проектов, модульное обучение и др.
 Итак, комплекс технологий адаптивного обучения как условие и средство проектирования адаптивной образовательной среды ученика может включать следующие технологии: 
• проблемное обучение,
• игровая деятельность, 
• групповое самостоятельное обучение,
• коллективное самостоятельное обучение,
• уровневая дифференциация,
• проектное обучение,
• программированное обучение, 
• модульное обучение, 
• педагогическая диагностика,
• рейтинговое обучение, 
• мониторинг уровня обученности.
  Модульное обучение – это выполнение индивидуальной программы для самостоятельной работы в форме «путеводителя».
  Целевые ориентации:  
1. Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.
2. Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.
Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой составленной из модулей. 
Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп, но и содержание учебного материала.
Подготовка учителя к традиционному уроку заключается, как правило, в тщательном отборе учебного материала, установлении в нем логических связей, компоновке его в виде схематических таблиц для наглядного восприятия учащимися и т.д. А в этом случае школьникам достаточно легко усвоить предлагаемое учебное содержание, однако такой подход не способствует развитию творческого потенциала личности.
Модульное обучение представляет собой новую педагогическую технологию, основанную на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно – популярной и справочной литературой в результате овладения содержанием модуля. В педагогической литературе модуль определяется как целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им.
В основе подхода к отбору учебного содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности школьника на каждом этапе обучения. При планировании изучения той или иной темы прорабатывается весь учебный материал, формулируется комплексная дидактическая цель. 
Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
Методическому инструментарию учителя отводится ведущая роль в проектировании и проведении учебно-воспитательного процесса.
 Технология формирует у учителя представления об учебном процессе как логической структуре. Структура представляется цепочкой уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Каждая микроцель – это некая группа уроков, на которых, во-первых, должна быть достигнута микроцель, во-вторых, это программа развития мышления, памяти, речи, внимания, интереса и др.
Технологическая карта – своего рода паспорт проекта будущего учебного процесса в данном классе.
В технологической карте целостно и ёмко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: это целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура проекта, коррекция.
Основной объект проектирования в технологии – эта учебная тема – дидактический модуль. Продолжительность темы по теме – 6 –8 уроков. В одной теме может быть от двух до пяти микроцелей. Учитель формирует микроцели в форме: «знать…», «уметь…», «понимать…», «иметь представление о…», «уметь давать характеристику…». По каждой теме проект учебного процесса будеть состоять из технологической карты и набора информации.
 Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
 Точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
 Банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
 Методическое руководство по достижению целей;
 Практические занятия по формированию необходимых умений;
 Контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле;
Система контроля и оценки – рейтинговая; накопление рейтинг происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля. 
В современном традиционном обучении бытует чаще всего стихийное, от случая к случаю, обучение работе с учебной литературой. Именно в процессе модульного обучения формируются такие умения, как:
- читать быстро и с необходимыми смысловыми акцентами;
- понимать текст;
- структурировать текст;
- привлекать ранее усвоенные знания для понимания текста;
- применять справочную литературу;
- определять предмет изучения;
- выделять основные понятия;
- определять понятия;
- устанавливать связи данных понятий с ранее изученными;
- выделять главные идеи текста, т.е. те, которые подлежат запоминанию и пониманию в соответствии с учебной задачей. 
Свой опыт работы по модульной технологии распространила на районном и республиканском семинарах: 
• в 2003 году выступила с поощрением на «Захаровских педчтениях» докладом «Модульная технология на уроках биологии»; 
• В 2004 г. на семинаре учителей географии «Проблемы школьного и внешкольного географического образования» провела педмастерскую с распространением своего опыта работы по применению модульной технологии;
• в 2005 году на республиканских курсах ИПКРО «Урок – основополагающий элемент образовательного процесса» дала открытый урок по географии в 8 классе с использованием модульной технологии на тему «Верхневолжье».
• в 2007 году на республиканских курсах ИПКРО «Естественнонаучное образование и реализация краеведческого принципа обучения в современной школе» выступила с докладом «Модульная технология на уроках географии».
 Использование технологий рейтингового обучения и мониторинга обязательны для каждого учителя.
Использование адаптивной методики обучения, в частности проектной модульной технологии, помогает лучшей организации научно-практической деятельности учащихся. Проектная деятельность позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Задача учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.
В 2003 году подготовила на участие в НПК «Шаг в будущее» Тимофеева Артура (10 кл.) с докладом «Динамика численности населения Мегежекского наслега», Ломпорова Ивана (9 кл.) «Анализ имен учащихся Хатынской средней школы» (социально-экономическая секция), которые выступили с поощрением и были рекомендованы на участие в региональной конференции.
В 2006 году Пахомов Михаил, ученик 11 класса, выступил с поощрением на республиканской научно-практической конференции в честь 80-летия со дня рождения и 30-летия образования музея Н.Степанова, тема доклада «Физико-географическое описание маршрута краеведческой экспедиции «Хоhуун» (краеведение). Миша был членом краеведческо-исследовательской экспедиции «Хоhуун», одной из целей которой является сбор материалов в полевых условиях. 
В 2006 году Потапова Марианна (6кл), успешно выступила в районной, региональной НПК «Шаг в будущее» с докладом «Выращивание овощной культуры в семьях моих одноклассников» (экономическая секция).
В 2007 году по итогам 3-х экспедиций Петров Аким (Х класс) участвовал в районной (III м в секции «Краеведение»), региональной и республиканской НПК «Шаг в будущее» (секция «Наука о Земле»). Его доклад был допущен на публичное выступление. 
В 2008г заняли в районной НПК «Шаг в будущее» Петров Аким (11кл) - 1м («По следам первых алмазников на территории Мегежекского наслега», историческая секция), Потапова Марианна (7кл)-2м («Анализ имен учащихся МОУ Хатынская СОШ», секция «педагогика и психология»), приняли участие в региональной НПК. Потапова Марианна участвовала в республиканской НПК «Шаг в будущее».
В 2009г Потапова Марианна (IX кл) с докладом «Воины-мегежекцы, участники войны на западном фронте» на районном НПК заняла 2м, историческая секция , приняла участие в региональном НПК «Шаг в будущее».
  Полевые практики, которые проходят учащиеся в профильных летних лагерях «Кустук» (естественные предметы) и «Унугэс» (овощеводческо-экологический), помогают школьникам серьезно подготовиться к будущим исследовательским экспедициям, а также правильно сориентироваться в выборе будущей профессии.  
  Благодаря применению адаптивной технологии из года в год улучшается качество подготовки к ЕГЭ по биологии. По району итог сдачи ЕГЭ по биологии по проценту качества является одним из лучших.
В последние два года использую компьютерную технологию. За последнее время для учащихся и учителей биологии разработаны, и выпущены различные программы: обучающие, тренинговые, контролирующие (тесты), а также электронные учебники, справочники, и экзаменаторы.
 Форм подачи материала учителем на уроке с использованием компьютерных технологий много: это презентация, электронные учебники, виртуальная практические и лабораторные работы, тесты, тренинги. 
Я считаю презентация с включением дополняющих технологий – самая удобная и не сложная форма для учителя при проведении урока. Главное в презентации это - тезисность для учителя и наглядность для ученика. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, портреты ученых, схемы, таблицы, цитаты, графики, т.д. 
 На экране могут появляться определения, которые учащиеся переписывают в тетрадь. Тесты могут быть использованы на уроке при проверке домашнего задания и при закреплении. В электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где ученику предлагаются небольшие подсказки. По результатам таких тестов можно судить о степени подготовленности учеников по данной теме.
 Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет ученикам с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обученности учащихся повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти.
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающее различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС).
В настоящее время существует большое количество различных ППС:
• компьютерные учебники (уроки); 
• программы-тренажеры (репетиторы); 
• контролирующие (тестовые оболочки); 
• информационно-справочные (энциклопедии); 
• имитационные; 
• моделирующие; 
• демонстрационные (слайд-или видео-фильмы); 
• учебно-игровые.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. 
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, внеклассной работе и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
1) в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других учащихся;
2) в изготовлении динамического пособия;
3) в составлении опорных схем и конспектов;
4) в подготовке различных сообщений и докладов
5) в изготовлении презентаций и др. 
Используемая технология дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов – презентаций. Дети «гуманитарии» выбирают – работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. 
Двухгодичный опыт работы в системе показал эффективность такой работы. Свидетельство тому повышение познавательной активности учащихся, их мотивации к учению - о чем можно судить по успеваемости по предмету, где обучение строилось с применением информационных технологий. 
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:
во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Селекция» в 11 классе мною было дано задание найти сведения о современных методах селекции и успехах ученых по выведению новых пород животных и сортов растений. Учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много дополнительной очень интересной информации по данным вопросам. В 8 классе на тему «Биологические ресурсы» было дано задание написать реферат о организмах, входящих в состав исчезающих организмов также были также найдены интересные материалы.
во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение. При изучении в 11 классе темы «Генетика» мною было дано задание подготовить для одноклассников генетические задачи, которых нет в раздаточных материалах. 
в-третьих может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. В 11 классе при изучении темы «Классификация организмов» мною было дано задание сделать материал о СПИДе, о вредных привычках, о здоровом образе жизни. Собранный материал учащиеся оформили в виде мультимедийных презентаций. 
Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.
На празднике «Золотая осень» учащиеся старших классов предоставили клипы на осеннюю тему по программе Movie Maker.

Поиск
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031