Эссе
«Размышления у учительского стола»
Далекий август 1998 года. Я еду по распределению на машине, с мужем мимо желтых полей, мимо каких-то деревень, мимо красивого леса, еду, чтобы стать учительницей начальных классов в незнакомом тогда, молодом поселке с интересным названием Маягасс, (как Маягатта Бэрт Хара )Усть-Алданского улуса.
И вот моя первая в жизни линейка, мои малыши - мой самый первый выпуск. Справлюсь ли, сумею? На меня глядят 12 пар карих, черных глаз: кто-то с интересом, кто-то с хитринкой, кто-то с удивлением. Те малыши и сейчас перед моими глазами. Теперь они студенты разных ВУЗов.(Например, Сардана Аммосова выбрала профессию учителя начальных классов). Первые слезы, ошибки, разговоры, споры. Наверное, если бы не эти дети – такие наивные, добрые, славные, душевные, в общем разные - я не стала бы учителем, уехала бы обратно в город Якутск , и кто знает, кем бы я стала.
Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим учителем. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.
Кто такой педагог? Он, как строитель строит, но строит самое сложное и самое ценное на свете - внутренний мир настоящего человека.
Он, как инженер, конструирует, разрабатывает технологию, совершенствует процесс – процесс всестороннего развития человека.
Педагог, как ученый исследует самые сокровенные тайны на свете – тайны становления личности, а, изучая, делает человека лучше.
Педагог, как врач – лечит, исцеляет пороки души.
Педагог, как писатель, артист, художник, вдохновляет людей.
Но сегодняшние дети отличаются от тех учеников, которых мы учили вчера. Да, наши «новые» дети сегодня другие, и нужно понимать, что их следует по-другому учить, иначе воспитывать, серьезнее относится к их здоровью. Современные дети перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизор и всевозможные компьютерные игры, да и само понятие «свой двор» практически ушло из нашей жизни.
Можно было бы назвать и другие отличия, но именно эти качества нынешних детей нам необходимо учитывать при построении сегодняшнего образования. И если мы серьезно задумаемся над новыми качествами современных детей и над тем, что в их жизни сегодня отсутствует, то неизбежен вывод: необходимо переосмысление многих привычных постулатов образования и переход к другой системе психолого-педагогических принципов.
У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, свой талант - это умное руководство со стороны взрослых – учителей, родителей.
Стараюсь помогать ученикам, на каждом уроке обнаруживать чудеса. И мы находим их на уроках русского языка, в стихах и рассказах на уроке чтения, в богатстве природы, в интересных заданиях по математике. Учу детей не бояться задавать учителю и ребятам вопросы. И мы вместе ищем ответы. Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимое чувство, которое я бы назвала душевным равновесием. Это ощущение детьми полноты жизни, уверенности в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. А чтобы это душевное равновесие стало возможным, надо помнить о том, что каждое наше слово и дело оставляют след в душе ребенка. Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребенка. Поэтому воспитательная программа имеет название «Я-позиции». Стараюсь учить каждого ребенка искусству распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать и корректировать.
А каким должно быть слово учителя? Конечно, располагающим к доверию. Через слова входят в ребячьи сердца красота и доброта, сострадание к больным и немощным.
Интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, - основа развития склонностей, способностей, интересов школьников. Побуждать учащихся к активной и плодотворной мыслительной деятельности, развивать у них познавательный интерес, - значит, создавать благоприятные возможности для развития у школьников самостоятельности и активности. Учитель должен быть личностью, который воспитывает своим примером. Не значатся в расписании уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Но, я стараюсь учить этому своих учеников ежеминутно, ежечасно, повседневно.
Я считаю, что каждая школа должна иметь не только своего ученика, но и своего родителя. Я не верю, что родители не любят посещать собрания, классные мероприятия. Большой причиной может служить такие параметры:
- социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;
-социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
-технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания;
-демографический параметр определяется структурой семьи.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалификационная помощь учителя, только в процессе взаимодействия учителя и родителя можно решать проблему развития личности школьника. Для разрешения этих проблем, мы с психологом школы с Тимофеевой О.А разработали проект «Родитель».
Свои размышления хотелось бы закончить словами замечательного человека, патриота и гражданина - поэта Муссы Джалиля:
Пускай во всем, что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты,
А только в человечности твоей.
Учитель начальных классов МОУ Хатынской СОШ Ядрихинская Мария Борисовна.